История завода

58 Центральный завод полигонного и учебного оборудования исторически является преемником учебно-ремонтной мастерской Высшей военной автомобильной и броневой школы РККА.

История создания этой школы корнями уходит в дореволюционное время.

В 1910 году Военное ведомство России, учитывая успех применения новых транспортных средств в западноевропейских армиях, созрело для автомобилизации собственной армии, и по высочайщему царскому позволению 10 мая 1910 г. был подписан приказ о создании Учебной автомобильной роты. Для руководства новым делом нужен был технически грамотный, инициативный и заслуженный офицер. Выбор пал на капитана Секретова, который, в соответствии с приказом начальника отдела военных сообщений Генерального штаба генерал-лейтенанта Ф. Добрышина от 2 августа
1910 года, стал командиром первого в России учебного подразделения для подготовки военных автомобилистов.

Секретов Петр Иванович — генерал-майор, начальник военной автомобильной школы, заведующий- автомобильными ротами на фронте во время Первой Мировой Войны. В Добровольческой Армии в 1919 году был начальником автомобильных войск.

Для размещения Первой учебной автомобильной роты отвели место в Санкт-Петербурге на Семенцах, как с 40-х годов ХУ111 века называлась территория от Звенигородской улицы до Московского проспекта и от Загородного проспекта до Обводного канала. Здесь с давних пор были расквартированы роты Семеновского полка, поэтому это место еще обозначалось как «Семеновский плац». По Зверинскому проезду (ныне Подъездному переулку) рядом с Царскосельским (Витебским) вокзалом закипела работа. Ударными темпами строились казармы для размещения 15 тысяч курсантов и нескольких сотен человек постоянного состава, учебные классы, а также гаражи для стоянки машин и мастерские для их обслуживания.

На пустопорожнем казенном месте, заброшенном в течение 200 лет, — бывают такие курьезы в столице — возник наконец ряд построек, представляющих последнее слово технического искусства. Пустырь стал уголком Европы. Место для застройки найдено инженер-полковником Донченко в самом центре Петербурга, между Семеновским ипподромом и Царскосельским вокзалом, и на казенном пустыре были возведены великолепные здания учебно-автомобильной роты. Донченко писал: «Постройка их почти закончена. Подполковник П.И. Секретов любезно показал мне новые сооружения, о которых стоит упомянуть подробнее, так как они в самом деле представляют собой нечто примечательное в нашем военном ведомстве.»

Автомобильная рота — первая в России. Постройка производилась под контролем специальной комиссией, состоящей из полковника Донченко, подполковника Секретова и капитана Бартошевича.

Автомобильные войска были сравнительно новым формированием. В октябре 1912 г. рота была реорганизована. В ее состав входили управление, офицерский класс, школа военных шоферов, строевая рота, автомобильный гараж и учебные мастерские. В связи с начавшейся мировой войной в январе 1915 г. Учебная автомобильная рота была
преобразована в Военную автомобильную школу, непосредственно подчиненную начальнику Главного военно-технического управления. Задачи и функции ее значительно расширились: она не только занималась подготовкой
командных и технических кадров, но и формировала для фронта маршевые автомобильные подразделения, специальные санитарные автомобильные отряды. При школе находились различные склады и мастерские, а также 1 Запасная автомобильная рота, включавшая в себя временный офицерский класс и школу военных шоферов и мотоциклистов.

Сразу после Февральской революции П.И. Секретов отказался предоставить персональный автомобиль члену Военной комиссии Думы нижнему чину Клименту Ворошилову. Будущий «красный маршал» тут же разоблачил «контрреволюционного генерала», и тот был арестован. Арестовала его команда автошколы во главе с чертежником В.В. Маяковским, который попал туда добровольцем еще в 1915 году по протекции Максима Горького.

1917 год застал Маяковского в форме ратника Военной автомобильной школы. Призванный в армию поэт с помощью друзей (по одной версии — А. М. Горького, по другой — художника А. А. Радакова) определился в тыловую часть. По
официальным документам, Маяковский значился «прикомандированным к технической части Управления Военной автомобильной школы». Сам он, вспоминая об этом времени, скупо сообщает в автобиографии: «Забрили. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертежником».

В начале 1918 г. при Центральном броневом управлении в Москве создается Броневая школа. Первым ее начальником
стал Юлин. Школа готовила в основном личный состав для бронепоездных частей.

Школа объединяется с созданной в октябре 1919 г. Автомобильной школой под общим названием Высшая военная автомобильная и броневая школа. В начале 1920 г. к школе присоединяют Тракторную школу. В этом же году состоялся первый выпуск 54-х танкистов.

Среди выпускников школы значатся:
- Маршал СССР И.И. Якубовский
- Маршал бронетанковых войск С.С.Богданов
- Маршал бронетанковых войск П.С.Рыбалко
- Маршал бронетанковых войск П.П.Полубояров

Первый начальник Учебно-ремонтной мастерской Высшей военной авто-броневой школы РККА, впоследствии зав. кафедрой автодорожного института Вейрих Владимир Эмильевич, был репрессирован в 1937 году и расстрелян в Ленинграде 3 января 1938 года.

В 1921 г. Высшая военная автомобильная и броневая школа РККА передислоцируется в Ленинград: На территории бывшей автомобильной школы Семеновского полка в Подъездном переулке (дома № 16-18) находилась учебно-ремонтная мастерская автомобильной школы, впоследствии реорганизованная в Ремонтную базу бронетехники.

Именно с этого момента начинает отсчитывать свою историю 58 завод полигонного оборудования.

В тот период перед коллективом предприятия стояла задача по ремонту автомашин, броневиков, тракторов и танков, а также изготовление учебных пособий для школы.

16 августа 1941 года мастерская была эвакуирована в город Магнитогорск. В этот сложный для страны период люди работали по 12 часов в день. Станки стояли на улице, под навесом. Несмотря на суровую зиму 41-42 года с 40-градусными морозами предприятие продолжало обеспечивать техникой обучение командиров, которые после окончания авто-броневой школы уходили на фронт.

После окончания войны мастерская возвращена в Ленинград на старое место.
После Великой Отечественной войны руководить Рембазой был назначен подполковник Панасенко Ф.С.

В ноябре 1955 года начальником Рембазы назначен капитан Михайлов А.М., который командовал базой, а впоследствии и войсковой частью 93276 до ноября 1969 года. За высокие производственные показатели подполковник Михайлов А.М. был награжден орденом «Знак Почета».

В 1958 году директивой Главного штаба Сухопутных Войск № 4/1014 Ремонтная база была переименована в Военную базу 542, с последующим подчинением Техническому Комитету для организации проектирования и изготовления полигонного и стрельбищного оборудования для нужд сухопутных войск Советской Армии.

В мае 1961 года Военной базе 542 присваивается условное наименование «Войсковая часть 93276». В соответствии с директивой Генерального Штаба ВС СССР 1961 года № 6/166563 Военная база отнесена с особо важному объекту второй категории.

В этот период войсковой частью 93276 выпускается тренажерная и полигонная техника для Сухопутных войск. Освоен выпуск таких изделий, как РТК, УПС-70, 2Т202, 2Т99, 2Т225, ФПР, 2Т201, 2Т230, ПМЛ-6, УТМ-66.

В 1966 году расширен: Технологический отдел, начальником которого был майор Салихов Ф.Н.

С апреля 1966 года Военная: база 542 реорганизуется в 58 Центральный завод по изготовлению полигонного и учебного оборудования с сохранением условного обозначения «войсковая часть 93276».

В 1969 году подполковник Салихов Ф.Н. становится командиром части 93276.

Вместе с ним работали и успешно развивали завод Цуриков Ю.А., Коструб Г.М., Смирнов К.А, Пахомов В.Г., Позин Л.З., Смахтин В.И., Муравьева Е.В, Лебедев М.М., Дорошенко И.П., Кочубеев В.И., Оврах Е.Ф., Голиков П.М., Морозов В.Н., Ипатов А.Н., Крутиков В.М., Фролов С.Н., Максимов С.Н., Горбачева Л.А., Тузова Г.И., Корнеев В.В., Любавин Ю.А. и многие другие.

15 февраля 1974 года командиром войсковой части 93276 назначен Ярошук Юрий Станиславович.

В 1976 году завод выпускает пятидесятитысячную мишенную установку АМЛ-Т48.

В 1981 году строится новый производственный корпус общей площадью более 7000 м . В нем размещены механический, электромонтажный, слесарно-сборочный цеха, гальванический и малярный участки. Производство мишенных установок выросло до 12 тысяч штук в год.

18 февраля 1981 года командир войсковой части 93276 Ярошук Ю.С. награжден орденом «Знак Почета».

В феврале 1983 года была выпущена юбилейная стотысячная мишенная установка АМЛ-Т48.

Большое внимание командование части уделяло созданию базы отдыха «Мельничный Ручей» на 70 мест, расположенной в-живописном месте в городе Всеволожск Ленинградской области. Руководил базой отдыха Романенчук В.П. Было оганизовано проживание работников завода и членов их семей в летний период в три смены. Было построено здание кухни-столовой, полностью оснащенной всем необходимым оборудованием. С 1986 года заведует всем хозяйством базы Романенчук А.А.

В этот период коллективом предприятия были разработаны и поставлены Министерству Обороны целый ряд новых учебно-
тренировочных средств полигонного и стрельбищного оборудования. Среди них ПИОС-233, АМЛ-Т48, ОДАЗ, МАП; ФПР-75,
ИРП-76; РТК-И, 2Т231, 2Т221, ЗТ208, ВАП-66М, ТПНТ-4, СУОП-2 и многие другие.

Под руководством Юрия Станиславовича Ярошука на заводе трудились ветераны части: Шнейдеровский В.Б., Дольник Г.Я, Полякова Г.В., Мельник В.А., Куракин А.И., Дорошенко И.П., Лященко Е.П., Коструб Г.М., Харитонов В.Ф., Крейдик А.В., Масловас И.И., Барбас Е.Г., Бритько М.П., Аркусский Б.Я., Дроздовский Б.Л., Ермакова Н.В., Королева З.А., Козлов В.П., Крышко В.М., Бучникова Н.М., Сорока А.А., Куликова Л.И., Новиков Б.П., Подрез М.Ю., Корочарова В.Н., Клемичева Т.М., Поляков В.Н., Белицкая Л.П.

Среди тех, кто начинал свою трудовую деятельность в войсковой части 93276 под командованием Ю.С. Ярошука, есть сегодняшние работники завода. Это Лазаренко Е.А., Копашевидзе В.И., Липилина. Н.А., Липатова Т.А., Лящинский Н.М., Ершов Г.И., Иванов С.Ю., Лебедев Н.А., Николаев Н.А., Поташева М.П., Майорова В.П., Белоусова Н.С.

25 декабря 1987 года командиром войсковой части 93276 становится подполковник Куракин Александр Иванович.

В 1988 году было построено и сдано в эксплуатацию здание служебно-бытового корпуса общей площадью 1116 м2. Там были размещены конструкторский отдел, конференц-зал на 350 мест, встроенное убежище на 150 человек.

В период с 1987 по 1994 года предприятием разрабатываются и поставляются Министерству Обороны следующие изделия: ТНТ-З, ТПНТ-4, КОПТ-З, КОПТ-4, СКБК-84, 2У440, 2У421, МАП-88, РТК-90, АКПЦ, УМУ-С48Л и другое полигонное оборудование.

Под командованием Куракина А.И. начинали свою службу на предприятии Ильичев С.В., Макаров М.В., Еноктаева П.А., Косоварова Г.Н., Кочешкова Т.М.

15 ноября 1992 года войсковая часть 93276 регистрируется как Государственное Предприятие «58 Центральный завод полигонного и учебного оборудования».

15 апреля 1994 года командование войсковой частью 93276 переходит к Починскому Владимиру Андреевичу.

Годы командования В.А.Починского совпали с тяжелым периодом жизни нашей страны. Распад Советского Союза, развал Советской Армии, кризис неплатежей не могли не сказаться на жизнедеятельности завода. Задержки заработной платы, снйжение объёмов выпуска готовой продукции привели к резкому сокращению численности личного состава. Из-за дефицита финансов на заводе было отключено отопление, был остановлен главный производственный корпус. Все производство было сосредоточено в помещении кабельного участка. Но завод продолжал жить и выполнять производственную программу. Были разработаны и приняты на снабжение Министерства Обороны РФ такие издели, как ПСО-96, АССК, ВСУ-96.

25 февраля 2000 года командиром войсковой части 93276 (и начальником ГП «58 ЦЗПУО») становится Владимир Игоревич Копашевидзе.

Запускается в работу главный производственный корпус. Растет объем выпуска товарной продукции — с 8,8 млн. руб. в 1999 году до 152 млн. руб. в 2008 году.

13 июля 2002 года завод переименовывается в Федеральное Государственное Унитарное предприятие «58 ЦЗПУО» МО РФ.

Разрабатываются и ставятся на снабжение армии новые изделия, такие как ФПР-ОЗ, ПСО-05, ПСО-Р, ТОСП-248, МП-5, УДП, ТН-80, ТНО-765, модернизированный РТК-1.

Модернизированный ротный тактический комплект является одним из основных изделий, выпускаемых заводом. Предназначен для создания на местности дистанционно управляемой мишенной обстановки и для имитации пиротехническими средствами артиллерийского и минометного огня противника при проведении тактических учений с
боевой стрельбой мотострелковых, танковых, воздушно-десантных и разведывательных подразделений.

Комплект ПСО-Р предназначен для обеспечения учебных стрельб из легкого стрелкового оружия, позволяет мобильно
создавать на местности — легко модифицируемую мишенную обстановку тренировки личного состава в любых погодных
условиях и в любое время суток.

Наряду с серийно выпускаемыми тактическими комплектами полигонного оборудования, а также оборудования войсковых стрельбищ и директрис боевых машин, с 2008 года освоен выпуск нового оборудования с телеуправлением мишенными
ТОСП-248 установками и сбором обратной информации о результатах огневого поражения по радиоканалу и с оптимизированными кабельными сетями.

Настольные тренажеры наводчика-оператора БМП-1 и БТР-80 предназначены для обучения и совершенствования навыков стрельбы из вооружения машин БМП-1 и БТР-80 всеми типами боеприпасов в различных погодных условиях, времени года и суток.

Тренажер операторов станций помех СПН-2.4 комплекса 1РЛ-248 (индекс изделия ТОСП-248) предназначен для подготовки и обучения операторов станций, тренировки в автономном режиме.

5 августа 2009 года ФГУП «58 ЦЗПУО» МО РФ реорганизуется в ОАО «58 Центральный завод полигонного и учебного оборудования», становится дочерним предприятием ОАО «Ремвооружение», которое, в свою очередь, входит в холдинг «Оборонсервис».

Генеральным директором ОАО «58 ЦЗПУО» становится Сергей Викторович Ильичев.

Основным выпускаемым сегодня изделием, точнее, комплектом изделий, является модульный комплект стрельбищного оборудования — МКСО.

Модульный комплект стрельбищного оборудования предназначен для оперативного создания на местности основных элементов инфраструктуры стационарных стрельбищ.

В состав МКС О входят радиоуправляемый, комплект переносного стрельбищного оборудования ПСО-Р, визуальное сигнальное устройство ВСУ-96, аппаратура управления связью АССК-М, два блокмодуля контейнерного типа.
Этот комплекс обеспечивает организацию и проведение стрельб на любых участках местности в любых погодных условиях и времени суток, сочетая преимущества переносных стрельбищ со стационарными полигонами.

В июне 2012 года в связи с оптимизацией кадровой структуры ОАО «Ремвооружение» генеральным директором 58 и 73 заводов полигонного оборудования становится Косогоров Виктор Николаевич.

В настоящее время завод обеспечивает комплексную поставку всего необходимого оборудования для оснащения любых тактических и стационарных объектов огневой подготовки.